Пока моя барышня умело подыгрывает нам в том, что еще свято верит в чудеса и сказки, но при выборе просмотра "Морозко" или "Грязные танцы", выберет последнее. Дабы было не слишком поздно, на ноябрьские каникулы решили погостить на родине детского волшебника и дать дочери возможность убедиться в его реальном существовании, т.к. переодевания папы в седоволосого старца в детском саду на какое-то время поколебали ее веру в новогоднее чудо.
Заманивать долго не пришлось. Компания подружки из класса с братишкой и вредный дорожный Доширак под стук колес, что может быть лучше?

Наше путешествие началось достаточно экстремально с пробежки под проливным дождем, мы едва не опоздали на поезд из-за пробок в городе. Поезд Москва-Котлас Южный 20 часов дороги и мы на месте. Город подготовился к нашему прибытию и оделся за ночь в белую шаль. Можно было выйти и в Ядрихе, но судя по отзывам в интернете - это не лучшее решение,т.к из Котласа проще и быстрее можно добраться до Великого Устюга. Вот здесь бы нам отдышаться и остановиться чтобы (напишу от этом чуть ниже), мы же, завернув за угол вокзала, тут же нашли мужчину с большими усами, который разместил наш табор у себя в маршрутке и мы двинулись в путь.

Тут же за вокзалом находится автобусная станция, можно уехать и на автобусе, но нужно подстроиться под расписание, и приедет он на автостанцию, а с нее еще топать до места проживания, или же можно вызвать там такси, цены на такси в Устюге мне очень понравились. От Котласа до Великого Устюга еще 60 км., час езды по заснеженной дороге и мы на месте. Еще в Москве мы списались с хозяйкой 3-х комнатного пентхауса на ул. Набережной на берегу реки Сухоны. Разместились и отправились на прогулку, чтобы осмотреться и покушать. Великий Устюг - один из древнейших городов на русском севере, ровесник Москвы. Свое название получил по одной из версий от близости к устью реки Юг, которая вместе с Сухоной впадает в Северную Двину, что отражено на флаге и гербе города.

Город славится своим промыслом - чернением по серебру, плетением и росписью по бересте, кованым железом, а с 1999 по инициативе Лужкова, открылась и Вотчина нашего Деда Мороза. Замечательный тур.проект между прочим. Есть же у белорусского Деда Мороза резиденция в Беловежской Пуще, у финского Йоулупукки дом в Рованиеми, датчане построили для Санта-Клауса в Гренландии Санта-комплекс, а чем наш дедушка хуже? Покушали мы очень сытно и вкусно, а главное быстро в ресторане гостиницы Великий Устюг, и оглохшие от песнопений "вживую" отправились домой отдыхать после долгой дороги.
Утром, мы вызвали такси и через 20 минут были у ворот Вотчины. Купили стандартные билеты в стоимость которых входит: вход на территорию Вотчины, путешествие по тропе сказок, экскурсия по терему Деда Мороза, посещение зимнего сада и катание на 1 аттракционе.

Герои сказок,что проводят по тропе собирают небольшие группы и начинают интерактивную прогулку, с загадками и состязаниями на ловкость.

Здесь Баба Яга, лисичка-сестричка, медведь, сова, на поляне 12 месяцев повстречали лишь двоих хлопцев, наверное это были последние Ноябрь и Декабрь.

Место здесь изумительное, высоченные сосны, снежок нам на радость кружил мелкими хлопьями как в мультфильм "Падал прошлогодний снег", воздух свежий, пьянит лучше чем медовуха, которую мы отведали пока детки катались на горке, хоть расфасовывай его в банки как это делают в Одессе. Вскоре подходим к самому дворцу, где во всю кипит работа по подготовке праздника ко дню рождения Дедушки (18 ноября).

Я переживала, что будут толпы народа, где мы вряд ли что сможем посмотреть спокойно и без очередей, а зря. Гостей было много - да, но не было суеты, спешки и давки, как это бывает на любом празднике в Москве. Экскурсионные группы посещают дворец через определенные промежутки времени, как раз, чтобы избежать толчеи, т.к аппартаменты у дедушки небольшие. Мы увидели его рабочий кабинет, узнали почему подушек в его спальне семь, в обсерватории посмотрели в телескоп, а девочки оценили разнообразные наряды в гардеробной волшебника. Кстати, традиционно одежда Деда Мороза - белая, расшитая серебряной нитью, в царские времена появились одежды синего цвета, расшитые серебряной нитью и желтые, расшитые золотой нитью, после революции 1917 появились красные одежды.

Все эти комнаты располагаются на 2 этаже, и разбавляются разными сувенирами, поделками на новогоднюю тематику, елками, и еще сверху можно понаблюдать за самым главным таинством, ради чего сюда и приезжают - встреча с Дедом Морозом. Дети фотографируются с ним, получают грамоты и подарки (заранее приготовленные родителями и оплаченные на входе в терем).

Наша экскурсия была прервана перед самой встречей с именинником, т.к на улице уже начинался праздник. В магазинчике на 1 этаже купили конфеты и альбомы на память и примкнули к ликующей толпе. Само торжество не произвело большого впечатления, т.к главный подход к дворцу был огорожен и гости праздника, стоящие вдоль этой преграды в несколько слоев мало что могли видеть, звук был не ахти, но запомнилась больше Олимпийская тема, которая затмила и ехавшее всю ночь "Детское радио" и самого именинника. Закончилось выступление небольшим фейерверком. Мы побродили по торговым рядам с сувенирами, погуляли по территории разглядывая жилые гостиничные дома.

Гостям, проживающим не территории можно бесплатно посещать терем, зимний сад и ледник Деда Мороза. По пути решили заглянуть в зоопарк, животных там совсем мало: верблюды, страусы, кролики, утки и козы.

Водитель, который нас отвозил с вокзала в Устюг, сказал, что зоопарк хотят закрыть за отсутствием финансирования. Согреться решили в зимнем саду, где благодаря трудолюбивым сотрудникам попадаешь в лето, где растут кактусы и ананасы, среди щучьего хвоста и и фикусов притаилась избушка Бабы Яги, и можно понаблюдать за золотыми рыбками, стоя на декоративном мостике.

Далее, мы поспешили на самую важную встречу сегодняшнего дня. Нам повезло, мы подошли ко времени "окошка" между группами, к тому же нас уже разыскивали,т.к подарки давно уже заждались под елкой и Дедушка Мороз под колокольный перезвон чинно вышел поздравить только наших троих ребятишек. Вручил подарки, сфотографировался с детьми, такой большой, солидный.

Восторг неописуемый на лицах от того, что Дед Мороз настоящий (папа-мама рядом, не подстава как обычно), знает и называет всех по именам, да и подарки желанные. Напоследок, мы решили прокатиться с Емелей на печи. Дети устали и рассаживались по местам со скучающими лицами. Но Емеля нас вывел из сонного оцепенения, когда газанув на повороте, лихо врезался в фонарный столб.

Мы тут же все взбодрились и пошли писать челобитную начальнику Емели, чтобы он супостат не гробил отдыхающее мирное население впредь. На территории Вотчины есть пару кафешек, но одна из них была занята, а в другой, что на берегу у зимнего сада можно было только выпить чай с пирожками. Мы же изрядно проголодались и поэтому, вызвали такси и поехали в Устюг в кафе-столовую "Романов", где дешево и вкусно покушали, на следующий день мы перекусывали там же. Еще несколько раз закупались в небольших магазинчиках продуктами и готовили дома. Вечером, на площади Ленина была зажжена первая в России елка и состоялся праздничный концерт, который закончился замечательным фейерверком.

По дороге домой мы зашли на почту Деда Мороза, где дочь долго сочиняла, чем же ей озадачить чадолюбивого старичка, но не забыла при этом быть вежливой и внимательной и поздравила его с днем рождения. Забавно, что отправив письмо на почте, мы получили ответ от волшебника в красочном конверте и с настоящей печатью, правда уже спустя полмесяца после Нового Года, но было очень приятно и трепетно получить весточку с Севера. К тому же, в век электронных писем и открыток, настоящие, бумажные, хранящие теплоту рук и сердца ценятся в сто раз сильнее. Волшебное место, здесь действительно разбирают письма, и складывают их по местам проживания верящих в чудо малышей.

Меня заинтересовал стенд с открытками разных лет. Здесь и открытки начала 20-го века, и открытки военных лет, а еще я нашла почти все, которые были в моей коллекции в школе. На следующий день мы записались на экскурсию в архитектурно-исторический музей, где нам поведали историю промыслов и показали мини-спектакль с Петрушкой.

В церкви Жен Мироносиц посетили замечательную интерактивную экскурсию "Уроки в школе Древней Руси". Неописуемый восторг у детей и взрослых! Полное погружение в прошлое, с освещенным лучиной уроком письма на восковых табличках, стоянием в углу на горохе и возлежанием поперек лавки, около которой грозно сгруппировались в вязанке прутья для лучшего усвоения знаний. Там же находится музей новогодней елочной игрушки.

На следующий день перед отъездом, посетили Городскую резиденцию Деда Мороза, состоящую из 3-х комнат на втором этаже.

В первой комнате - календарь с указанием всех месяцев на старославянском, рассказываются самые интересные и значимые события так или иначе связанные с новым годом и хозяином дома, во второй - тронный зал Деда Мороза, там же находится книга добрых дел, мы же были столь скромны, что не стали делать их достоянием общественности, в третьей комнате - проводятся разные мастер-классы. На первом этаже расположена сувенирная лавка. Затем, были сборы и поездка обратно в Котлас, мы еще по дороге в Устюг договорились с нашим водителем, чтобы он и обратно сопровождал нас.

А теперь я подошла к тому, о чем хотела еще рассказать в начале своего рассказа. Билеты на сайте ржд я покупала электронные, так вот, по дороге в Котлас Южный электронная регистрация на поезд включена, а на обратный путь из Котлас Узловой ( другая станция)который идет из Сыктывкара не включена, и получить посадочный талон по электронному билету нужно в кассе. Я в полной уверенности, что в наш век, когда я пропалывая грядки в деревне на Псковщине могу поболтать по скайпу, считала что кассы есть на любой станции и это не будет проблемой, иначе бы получила свой посадочный на станции Котлас Южный еще по прибытию из Москвы. Кассы на станции Котлас Узловой нет! Подъехали мы точнехонько к прибытию поезда, стоит он минут 10, а расстояние между станциями Котлас Узловой и Южный - минут 15-20, т.е. без вариантов. Уговорили мы начальника поезда посадить нас, спасибо ей огромное, но на ближайшей станции, которая была через 2 часа у нас было 10 минут на то, чтобы выписать 6 посадочных талонов и обратно забежать в вагон. Я помню каждую минуту, как в кино, когда к примеру, главный герой с напарником, которого все равно убьют в конце фильма, пытаются обезвредить бомбу и смотрят на минуты, которые стремительно тают.

И теперь у меня новое увлечение - каждую остановку поезда, я уже на автомате сопоставляю с количеством билетов за это время выписанных. Несмотря на дорожные происшествия, наша поездка вспоминается с теплотой, и оказалась достаточно насыщенной и увлекательной, вкусно пахнущей мандаринками, морозным утром и свежим снегом.

Фото к рассказу можно посмотреть у меня на сайте: